Порядок использования оперативно-технических и специальных средств. Действия сотрудников дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях. Деятельность по розыску транспортных средств. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы. Порядок взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Порядок взаимоотношений сотрудников ДПС с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Меры по обеспечению личной безопасности.

3.2. Порядок использования оперативно-технических и специальных средств.

3.2.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений Правил дорожного движения, а также приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке использования этих средств.

3.2.2. Запрещается применение средств измерения скорости движения, не стоящих на балансе  ОВД, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.

3.2.3. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения скорости движения, руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять  ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.

3.2.4. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.

3.2.5. Сотрудники ДПС, получившие в пользование оперативно-технические и специальные средства, несут персональную ответственность за их сохранность и работоспособность.

3.2.6. Средства связи (радио, проводные) применяются для обеспечения управления нарядами, взаимодействия между ними, а также для работы нарядов ДПС с автоматизированными базами данных в запросном режиме.

3.2.7. Передача информации по каналам связи, организация системы связи и ее функционирование осуществляются в порядке, установленном МВД, и определяются с учетом местных условий командиром подразделения. Запрещается ведение радиообмена по вопросам, не связанным с выполнением служебных обязанностей.

3.2.8. Во время несения службы запрещается использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью.

3.3. Действия сотрудников дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях.

3.3.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть подразделения ДПС (ОВД) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.

3.3.2. При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:

-  фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;

-  место, время, вид и обстоятельства происшествия;

-  сведения о пострадавших;

-  сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;

-  в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;

- тип, марку, цвет и государственные регистрационные номерные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;

-  сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

3.3.3. По прибытию на место происшествия, в котором пострадали люди, сотрудник ДПС до приезда следственно-оперативной группы:

- определяет число пострадавших, сравнительно оценивает степень тяжести их состояния, вызывает скорую медицинскую помощь. До ее прибытия или в случае невозможности вызова, лично оказывает первую медицинскую помощь и, при необходимости, организует доставку в медицинские учреждения, выясняет фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших;

- устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия;

- обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы;

-  выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные;

- принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию;

- докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, сотруднику, осуществляющему дознание) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию;

- организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к возобновлению движения;

- выясняет,  в случае если водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный номерной знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя.

3.3.4. Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортом средстве и водителе, сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному подразделения или ОВД. В дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.

3.3.5.  При оформлении материалов  ДТП с транспортным средством, в котором находятся лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетам и привилегиями (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник ДПС предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров  данного транспортного средства выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения об участниках происшествия и разрешает им уехать. В таких случаях в протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя и подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

3.3.6. Оформление материалов о нарушениях Правил дорожного движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурного осуществляется сотрудником ДПС самостоятельно в соответствии с установленным в ОВД порядком производства по делам об административных правонарушениях и иных норм, действующих в области дорожного движения.

3.4.7. При совершении нарушений Правил дорожного движения, в результате которых имеются повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества, в том числе не имеющих признаков уголовно наказуемого деяния, повлекшее в результате происшествия причинение потерпевшему вреда здоровью, должностным лицом ДПС составляются и приобщаются к протоколу следующее документы:

- протокол об административном правонарушении;

- схема происшествия;

- протокол осмотра места происшествия;

- объяснения участников происшествия, свидетелей, понятых;

- акт осмотра транспортного средства.

3.4.8. Для оперативного освобождения проезжей части дороги от транспортных средств явившихся участниками ДТП, в целях обеспечения  беспрепятственного проезда других участников дорожного движения,  сотрудник БДД, в соответствии с пунктом 2.6. Правил дорожного движения, может фиксировать расположение транспортных средств  на проезжей части  путем нанесения на дорожное покрытие аэрозольной краски  белого цвета. При этом отмечается место столкновения и оси колес с левой и правой стороны транспортных средств.  Сотрудник ДПС обеспечивает сохранность нанесенного покрытия до фиксации  факта ДТП. 

3.4. Деятельность по розыску транспортных средств.

3.4.1. Сотрудники  ДПС  осуществляют  деятельность по  розыску  транспортных  средств,  которыми  неправомерно  завладели;  транспортных  средств,  водители  которых  скрылись  с мест ДТП, а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств.

3.4.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственные регистрационные номерные  знаки, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства). После чего через дежурную часть подразделений ОВД или по имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемые транспортные средства, реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.

3.4.3. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть подразделения или ОВД, принимает меры к задержанию  его и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.

3.4.4. Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении признаков подделки предоставленных документов, государственных регистрационных номерных знаков; изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. В данном случае, собранные первичные материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются в ОВД по месту задержания  или месту совершения правонарушения.

3.4.5. При введении в действие  типовых планов  ОВД Кыргызской Республики наряды ДПС передислоцируются в соответствии с требованиями данных  типовых планов.

3.5. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы.

3.5.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, в целях предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений возлагается:

-  надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочной деятельности;

-  проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации;

- розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также  уклоняющихся от исполнения уголовного наказания;

- выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркосодержащие вещества, либо подозреваемых в совершении иных преступлений;

- опрос водителей о фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах;

- оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста;

- проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, а в случае необходимости по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной специальной продукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.

3.6. Порядок   взаимоотношений  сотрудников ДПС  с участниками дорожного движения.

3.7.1. При обращении к участникам дорожного движения сотрудникам ДПС необходимо руководствоваться  следующими требованиями: соблюдением законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

3.7.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудник ДПС обязан быть вежливым, объективным и  тактичным, свои требования и замечания  излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.

3.7.3.  При остановке транспортного средства  или иного участника дорожного движения, не дожидаясь выхода водителя, либо другого лица из остановленного автомобиля,  сотрудник ДПС обязан подойти к остановленному лицу, назвать свою должность, звание, фамилию, после чего  кратко сообщить причину обращения (остановки) и действовать в зависимости от причин остановки, поведения и состояния водителя транспортного средства или  иного остановленного участника дорожного движения.

3.7.4. Сотрудник ДПС, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук, а также  «карточку поста» (маршрута патрулирования) и свидетельство о поверке технических  средств измерения скорости движения транспортных средств.

3.7.5. Сотрудник ДПС может потребовать от водителя выйти из кабины транспортного средства (сойти с него), в следующих случаях:

- для устранения технических неисправностей транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

-  когда имеются достаточные основания полагать что водитель находиться в состоянии опьянения и (или) болезненном состоянии;

-  для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средств с записями в регистрационных документах;

-  для проведения личного досмотра, досмотра транспортного средства и осмотра груза;

-  когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления или правонарушения;

-  когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД;

- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудникам  ДПС или иным сотрудникам ОВД.

3.7.6. Сотрудники ОВД   находящиеся в наряде вправе останавливать и одновременно  проверять  не более двух транспортных средств. Остановка других  транспортных средств  производится после проведения  соответствующего разбирательства с водителями  остановленного транспорта. Данное требование не распространяется на действия сотрудников ОВД  при  ограничении или прекращении  движения транспортных средств,  проведении сопровождений и эскортирований  транспортных средств, введения типовых планов и кодовых мероприятий ОВД.

При одновременном выявлении нарушений в области безопасности дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.

3.7.7. Действия сотрудника ОВД должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям подаваться своевременно во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств и пешеходов (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.).

3.7.8.    При пресечении правонарушений сотрудник ДПС должен исходить из возложенной на него задачи по обеспечению безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов граждан, общества  и государства. При необходимости сотрудник ДПС  обязан оказывать содействие гражданам, в следующих случаях:

- в организации оказания до врачебной медицинской помощи пострадавшим от преступлений и  ДТП, а также доставления их в лечебные учреждения;

- в возможном устранении технических неисправностей транспортного средства и транспортировке поврежденных транспортных средств.

3.7.9.  Обращение к водителю транспортного средства сотрудник ДПС должен осуществлять, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник ДПС вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства.

Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения необходимо давать без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования безопасности дорожного движения и нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном правонарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости, сотрудник ДПС о конфликтной ситуации докладывает  непосредственному руководителю, который принимает решение о выезде на место конфликта, для разбирательства.

В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника ОВД, либо воспрепятствованию исполнению им служебных обязанностей, в отношении данного лица принимаются меры, в том числе принудительные, предусматривающие его доставление в  ближайший ОВД  для производства по делу об административном правонарушении.

3.7.10.  По требованию участника дорожного движения сотрудник ДПС должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица ОВД.

3.7.11.  При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник ДПС разъясняет порядок обжалования своих действий.

3.7.12.  Сотрудник ДПС при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру.

3.7.13. Сотрудник ДПС не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством.

3.7.14.  С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику ДПС вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

3.7.15.  Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками ДПС  без обложек.

3.7.16.  Сотрудникам ДПС запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления  действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

3.7.17. В случае совершения участником дорожного движения противоправных действий, не относящихся к административным правонарушениям в области дорожного движения, сотрудник  ДПС  обязан пресечь на месте такие действия.

3.7.18. Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением  случаев, когда участника дорожного движения необходимо доставить в ОВД, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении или  салоне автомобиля.

3.7.19.  При  несении службы на посту или КПП, право остановки  участников дорожного движения, проверки  документации на  автотранспорт  возлагается на  сотрудников ДПС. Находящиеся при этом в наряде  сотрудники  других служб  ОВД выполняют иных функциональные обязанности, возложенные на них.

3.7.20. При выявлении административных правонарушений, составление административных  материалов возлагается на сотрудников ДПС, которые не вправе делегировать  данные права иных лицам или сотрудникам ОВД.

3.7. Порядок  взаимоотношений сотрудников ДПС с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3.7.1. Находящиеся на территории Кыргызской Республики иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законом или международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика.

Иностранные граждане, которые согласно действующим законам Кыргызской Республики и международным договорам являются дипломатическим персоналом дипломатического и консульского представительства иностранного государства и представительства международной организации, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики (далее - дипломатический персонал), пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Кыргызской Республики.

Взаимоотношения с дипломатическим персоналом регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года и другими вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, а также законодательством Кыргызской Республики  и настоящим Наставлением. 

Дипломатический персонал пользуется дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью).

Сотрудники административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики, пользуются на основе взаимности привилегиями и иммунитетами только на действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции действует лишь в тех случаях, когда они находятся при исполнении служебных обязанностей.

3.7.2. Принадлежность к числу лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, удостоверяется аккредитационной карточкой, выдаваемой МИД Кыргызской Республики.

3.7.3. Сотрудники дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации, передвигающиеся по территории Кыргызской еспубликиРеРеспублики, должны иметь при себе:

- документы, удостоверяющие личность, аккредитационную карточку, выдаваемую МИД Кыргызской Республики;

- документы на право управления автомобилем – международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении 1968 года при наличии заверенного перевода на государственном или официальном языке;

- технический паспорт автомобиля.

3.8.4. Автомобили дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации и их сотрудников не подлежат ни задержанию, ни обыску. Сотрудник ОВД без особой надобности не имеет права останавливать и проверять документы сотрудника представительства, управляющего  автомобилем. 

По требованию сотрудника ДПС сотрудник представительства предъявляет для проверки указанные в пункте 3.8.3. настоящего Наставления документы.

3.8.5. В случае правонарушения лицом, пользующимся иммунитетом, сотрудник ДПС составляет административный протокол (акт) и докладывает об этом рапортом на имя начальника ОВД.

Если лицо, пользующееся иммунитетом, управляет транспортным средством в состоянии опьянения, он отстраняется от управления. Сотрудник ДПС предлагает данному лицу пройти  соответствующее медицинское освидетельствование, составляет административный протокол о совершении правонарушения, возвращает документы водителю. В случае отказа водителя от прохождения  медицинского освидетельствования, сотрудник ДПС  фиксирует нарушение в присутствии двух свидетелей в протоколе. В отношении лица, пользующегося иммунитетом, нельзя применять принудительные меры, задерживать его и его документы.

После составления  административного протокола сотрудник ДПС через дежурного ОВД,вызывает представителя МИД Кыргызской Республики и представителя соответствующего дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации для ознакомления с соответствующим протоколом и передачи ему автомобиля. В случае невозможности вызова соответствующего представителя МИД Кыргызской Республики, дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации, сотрудник ДПС предлагает водителю оставить автомобиль и ехать до места назначения на такси или другом общественном транспорте. При этом с согласия водителя и в его присутствии автомобиль отгоняется на стоянку.

Протокол об административном правонарушении  составленный в отношении сотрудника представительства  оперативно направляется руководством ОВД в МИД Кыргызской Республики, а копия протокола в соответствующее дипломатическое или консульское представительство иностранного государства либо представительство международной организации.

3.8.6. В  случае, когда автомобиль сотрудника дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации остановился по причинам технической неисправности или отсутствия горючего, сотрудник ДПС должен оказать помощь в отбуксировании автомашины к станции технического обслуживания или автозаправочной станции.

При ДТП с автомобилем сотрудника дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации сотрудник ДПС принимает меры к оказанию помощи пострадавшим, задержанию участвовавших в происшествии других транспортных средств и граждан, выявлению очевидцев, сохранению обстановки, следов и вещественных доказательств происшествия. Немедленно сообщает о случившемся дежурному по ОВД и в МИД Кыргызской Республики.

На место происшествия по требованию сотрудника представительства могут быть приглашены консул или представитель соответствующего дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо представительства международной организации.

3.8.7. Автомобиль, который принадлежит дипломатическому или консульскому представительству иностранного государства либо представительству международной организации или его сотрудникам, не задерживается без их согласия даже тогда, когда его водитель окажется виновным в происшествии. Если он не нуждается в медицинской помощи, оно отпускаются сразу же после составления протокола (акта) о ДТП. Если водитель или кто-либо из пассажиров, обладающих иммунитетом, выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, сотрудник ОВДзаписывает необходимые сведения об участнике происшествия и разрешает ему  уехать. В протоколе делается запись о причине отсутствия водителя и свидетелей.

3.8.8.  Иностранные граждане, не обладающие иммунитетом, несут ответственность за нарушение Правил дорожного движения наравне с гражданами Кыргызской Республики.

3.8.9. Дела об административных правонарушениях совершенные иностранными гражданами, не пользующимися иммунитетом, рассматриваются в соответствии с  законодательством Кыргызской Республики.

 

3.8.  Меры по обеспечению личной безопасности.

3.8.1. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудник ДПС обязан соблюдать следующие основные меры личной безопасности:

- выбирать место несения службы так, чтобы иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения и  быть отчетливо видным участникам дорожного движения на расстоянии не менее 50 метров в населенных пунктах и не менее 100 метров за их пределами;

-  в темное время суток, в условиях ограниченной видимости,  а также на загородных автодорогах, нести службу в наряде состоящем не менее  из двух сотрудников ДПС,  на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение;

- избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия;

- в темное время суток выбирать для остановки транспортных средств наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного или иного транспорта;

- находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю  или иным лицам  находящимся в  остановленном автотранспорте, возможность нанесения сотруднику ДПС удара при резком открытии двери или внезапном начале движения;

- избегать проведения на проезжей части дороги разбора правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности;

- включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств. При проверке транспортного средства патрульный транспорт следует парковать позади остановленного.

- не рекомендуется стоять впереди или позади остановленного транспортного средства;

- в процессе проверки документов сотрудник ДПС должен выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники ОВД, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку;

- в случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудники ДПС, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра граждан;

- досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников ОВД входящих  в наряд;

- при вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста, сотрудник ДПС, в обязательном порядке, докладывает об этом в дежурную часть подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост;

- при оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения аварийных сигнальных средств, при необходимости выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.