Организация и несение дорожно-патрульной службы.

1. Организация и несение дорожно-патрульной службы.

1.1.  Формы и методы надзора за дорожным движением.

1.1.1. Основными формами несения ДПС являются:

- патрулирование на автомобилях, мотоциклах;

- пешее патрулирование;

- несение службы на постах, в том числе стационарных и передвижных;

- сопровождение и эскортирование транспортных средств.

1.1.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть  открытым или смешанным.

- открытый контроль  осуществляется сотрудниками ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску;

- смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй – обычную окраску.

1.1.3. Решение об осуществлении смешанного контроля принимает командир строевого подразделения или начальник  УБДД, ОБДД (отделения, группы), о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. Взаимодействие между нарядами при открытом или  смешанном контроле и координация их совместных действий, осуществляются с помощью радиосвязи. Сотрудники ДПС, при осуществлении  смешанного контроля за дорожным движением, должны выполнять требования пункта  3.2.28. настоящего Наставления; 

1.1.4. При несении  службы сотрудниками ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

- движение в потоке транспортных средств (для контроля поведения водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения);

- движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленной (для предупреждения превышения скорости);

- остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений Правил дорожного движения);

- остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

1.1.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

1.1.6. Пешее патрулирование применяется для надзора за дорожным движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

1.1.7. При пешем патрулировании надзор за дорожным движением осуществляется  только в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, наибольшему количеству участников дорожного движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений.

1.1.8. Сотрудники ДПС при  несении службы на  передвижных и стационарных постах осуществляют надзор за дорожным движением   только в открытой форме, с таким расчетом, чтобы  данные сотрудники, а также используемые ими  при этом транспортные средства,   были  максимально видны  участникам дорожного  движения на расстоянии  не менее 50 метров в населенных пунктах и не менее 100 метров  -  за их пределами.

1.1.9. Запрещается  скрытый надзор за дорожным движением на стационарных и передвижных постах ДПС, в том числе  путем нахождения  сотрудников ДПС в местах ограниченной видимости, на автобусных остановках,  скрывшись за  автотранспортом, либо иными   искусственными  и природными укрытиями.

1.1.10. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест  совершения ДТП, выявлению транспортных средств, которыми неправомерно завладели, водителей в состоянии опьянения, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

1.1.11. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства ОВД  могут привлекаться сотрудники других подразделений ОВД.

1.1.12. Решение  о строительстве и организации  несения службы на стационарных постах ДПС  и (или)  КПП на автомобильных дорогах  и улицах населенных пунктов  Кыргызской Республики, принимается  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, Правительством  Кыргызской Республики,   на основании обоснованных предложений руководства МВД.

1.1.13. Стационарные посты и КПП, на которых организована круглосуточная работа, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, журналами для записей, ориентировками.

1.1.14. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена и оборудована соответствующими устройствами и дорожными знаками.

2.2. Порядок  несения службы.

2.2.1. Основными способами несения ДПС являются: надзор за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

2.2.2. Надзор за поведением участников дорожного движения заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдения контроле за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных норм, действующих в области дорожного движения.

2.2.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах  образования временных заторов, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами, а также в других случаях осложнения дорожной обстановки.

2.2.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке дороги, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими Правил дорожного движения.

2.2.5. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, применении в отношении правонарушителей установленных мер воздействия.

2.2.6. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) сотрудник ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

2.2.7. Для остановки участника дорожного движения  сотрудник ДПС  может использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящую установку, жесты рукой или жезлом. При остановке жестом руки или жезлом, первоначальный жест сотрудника ДПС должен быть направлен на останавливаемого участника дорожного движения, с  указанием ему последующего  места остановки. Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения.

2.2.8. Запрещается  остановка,  проверка технического состояния и документов транспортных средств без необходимости. Остановка  автотранспортных средств  производится  в случаях  нарушения Правил дорожного движения со стороны лиц, находящихся в  данных  транспортных средствах, или иных  случаях, указанных в пункте 3.2.8 настоящего Наставления.    

Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота,  по полосе движения являющейся встречной относительно места нахождения сотрудника ДПС, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

2.2.9. Основанием для остановки транспортных средств являются:

-  нарушение Правил дорожного движения водителями или пассажирами;

-  наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

-  нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

-   выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД;

2.2.10. Проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз производится только на стационарных постах ДПС и КПП. 

2.2.11. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1-2 минут.

2.2.12. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

2.2.13               При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному и  беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

2.2.14. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающее специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении Правил дорожного движения водителями данных автомобилей, сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.

2.2.15. Оформление ДТП  и иных происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется на общих основаниях.

2.2.16. Сотрудник ДПС, в соответствии с законодательством, вправе   отстранить водителя от управления транспортным средством, а транспортное средство  временно задержать  до устранения причины задержания в следующих  случаях:

- при наличии оснований  дающих право полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, а  транспортным  средством  некому  управлять;

- когда водитель не имеет права управления транспортным средством или лишен этого  права, а  равно не имеет при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

- когда  транспортное средство имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);

 - когда транспортное средство зарегистрировано, но не имеет государственных регистрационных номерных знаков, а равно без государственных регистрационных номерных знаков на прицепах грузовых автомобилей, а также когда транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке;

- когда транспортное средство имеет подложный государственный регистрационный номерной  знак.

О совершенном правонарушении составляется  административный протокол, после чего  выясняются сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. При невозможности устранения причины задержания на месте транспортное средство помещается на специально отведенное охраняемое место. 

Примечание: Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специально отведенную охраняемую стоянку.

2.2.17. При задержании транспортного средства сотрудник ДПС отстраняет водителя от управления, с объяснением причины запрещения движения. В случае неподчинения, сотрудник ДПС принимает меры, исключающие возможность дальнейшего движения задержанного транспортного средства.

2.2.18. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, либо самостоятельно сотрудником ДПС при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано в дежурную часть подразделения, территориального ОВД или на площадку у стационарного поста ДПС.

2.2.19. Задержанное транспортное средство сдается на хранение по соответствующему протоколу, к которому прилагается опись транспортного средства и имущества. Протокол  и опись составляются в 2-х  экземплярах,  второй экземпляр  которых под роспись выдается водителю (владельцу), а первый приобщается к материалам дела. 

Примечание: Данные положения не распространяются на транспортные средства, принадлежащие лицам, пользующимся в соответствии с международными договорами иммунитетами и привилегиями. Информация о таких нарушениях направляется в установленном порядке в Министерство иностранных дел Кыргызской Республики или дипломатическое представительство, о чем иностранный гражданин уведомляется на месте.

2.2.20. Сотрудник ДПС вправе осуществлять преследование транспортных средств в следующих случаях:  

- когда в транспортных средствах находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП;

- когда водители данных транспортных средств, своими действиями подвергают опасности жизнь других участников  дорожного движения, либо не выполняют требования сотрудников милиции об остановке транспортного средства.

2.2.21. В случае, когда лица находящиеся в преследуемом транспортном средстве вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть подразделения (ОВД), далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.

Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:

-  постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы и использовать громкоговорящее устройство;

-    выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;

-  быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;

-  докладывать дежурному подразделения или ОВД о месте своего нахождения и направлении движения;

-  информировать других  участников дорожного движения о внимательности и соблюдении  необходимых мер предосторожности.

2.2.22. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части  вне  населенных  пунктов.

2.2.23. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части дорог.

2.2.24. При обнаружении недостатков, инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (Приложение № 6 к настоящему Наставлению). Сотрудник ДПС до устранения повреждений и помех для движения, при необходимости, осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

2.2.25. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

2.2.26. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан: 

-  знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршруте патрулирования; 

-  проинструктировать о правилах выявления правонарушителей.

2.2.27. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира подразделения, его заместителей и  дежурного дежурной части в следующих случаях:

-  принятие неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;

- задержание и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения Правил дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;

-  доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;

-  преследования лиц, совершивших правонарушение;

-  оказания содействия в выполнении служебных обязанностей  другим нарядам ОВД;

-  оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;

-  охраны места происшествия;

-  принятия мер к ликвидации пожара, последствий стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий;

-  внезапного заболевания;

-  принятия пищи в установленное время.

2.2.28. При исполнении служебных функций сотрудники  ДПС должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение, нагрудный  отличительный знак «Жол кыймылынын коопсуздугу».                                                                                                                                                                            

2.2.29. Во время несения службы на патрульном транспорте сотрудникам ДПС  запрещается:

-  перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;

-  превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;

-  передавать, кому бы то ни было управление патрульным транспортом;

-  оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.