Общие положения.

1. Общие положения.

1.1. Основные термины и понятия.

 

 Безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников   и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие  (далее - ДТП)- событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы, при их наличии.

Дорожно-патрульная служба - структурное подразделение Главного управления  безопасности дорожного движения  (далее - ГУБДД) Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (далее – МВД).

Зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.

Контрольно-пропускной пункт  (далее - КПП) - наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствии, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций.

Маршрут патрулирования - определенное дислокацией  место и направление движения нарядов дорожно-патрульной службы.

Наряд дорожно-патрульной службы - сотрудник или несколько сотрудников дорожно-патрульной службы, назначенные для несения службы на пост и  (или) маршрут патрулирования.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пост дорожно-патрульной службы - определенное дислокацией место,  на котором сотрудники дорожно-патрульной службы выполняют возложенные на них служебные обязанности.

Стационарный пост дорожно-патрульной службы - место несения службы нарядом дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки  по дорогам людей и  (или) грузов.

Участник дорожного движения - лицо,  принимающее непосредственное участие  в   процессе   дорожного   движения   в   качестве   водителя  или пассажира транспортного   средства,   погонщика  животных,  пешехода;

1.2. Организация  деятельности дорожно-патрульной службы.

1.2.1. Дорожно-патрульная служба (далее -  ДПС),   является  структурным подразделением ГУБДД МВД. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения  безопасности дорожного движения, обеспечении охраны общественной безопасности, борьбе с правонарушениями и преступлениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

1.2.2. Деятельность ДПС строится в соответствии с  законодательством  Кыргызской Республики  на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности.

1.2.3. Правовую основу деятельности ДПС составляют:  Конституция Кыргызской Республики, Кодекс  Кыргызской  Республики  «Об  административной  ответственности», Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», Закон Кыргызской Республики «Об органах внутренних  дел Кыргызской Республики», Указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, Постановления и распоряжения Правительства Кыргызской Республики,  иные акты МВД Кыргызской Республики, а также настоящее Наставление.

1.2.4. Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную и физическую подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами должны быть вежливыми и тактичными, а их действия законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

1.2.5. В состав ДПС ГУБДД МВД  входят следующие подразделения:  управления (далее - УБДД),  отделы (далее - ОБДД), полки, батальоны, роты, взвода,  отделения (группы).  В целях  создания оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств могут  создаваться мобильные и специализированные подразделения, а также группы.

Специализированные подразделения ДПС по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда    автомобилей специального назначения  и их кортежей, создаются МВД.

1.2.6. Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи  организуют ГУБДД МВД,   соответствующие УБДД  и ОБДД ГУВД областей и г. Бишкек, а также УВД  областей,  и г. Ош.

1.3. Задачи дорожно-патрульной службы.

1.3.1. Основными задачами ДПС являются:

-  сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства в сфере безопасности дорожного движения;

-  обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

-  обеспечение сохранности  технических средств регулирования, дорожных сооружений и  инфраструктуры дорог;

-  предупреждение и пресечение административных правонарушений в области дорожного движения, нарушений общественного порядка, а также преступлений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

1.4. Функции дорожно-патрульной службы.

1.4.1. Основными функциями  ДПС  являются:

1.4.2. Оказание, в пределах своей компетенции, содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

1.4.3. Осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. 

1.4.4. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ, массовых мероприятий и чрезвычайных ситуаций, а также  при возникновении заторов.

1.4.5. Охрана общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений  и правонарушений на улицах, дорогах и в иных общественных местах.

1.4.6. Осуществление розыска транспортных  средств, которыми неправомерно завладели, а также транспортных средств и водителей, которые скрылись с мест совершения дорожно-транспортных происшествий, либо  по иным причинам, находящимся в розыске.

1.4.7. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения. Принятие мер по их устранению.

1.4.8. Осуществление, в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики, производства по делам об административных правонарушениях.

1.4.9. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей  и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

1.4.10. Осуществление, в установленном порядке, проведения сопровождений и эскортирований кортежей автомобилей специального назначения, иных транспортных средств и колонн.

1.4.11. Информирование  населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области обеспечения безопасности дорожного движения, причинах ДТП, о случаях неправомерного завладения автомототранспортом и принимаемых  мерах  по  их  предупреждению и пресечению.

1.4.12. Организация,  совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами, реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья граждан.

1.4.13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и  технических средств регулирования, соблюдением установленных правил и условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях. Принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

1.4.14. В соответствии с  законодательством  Кыргызской Республики, принудительная эвакуация транспортных средств, создающих помехи  дорожному движению, с доставкой их  на специальные стоянки (в отсутствие водителя - владельца).

1.4.15. В соответствии с  законодательством  Кыргызской Республики, эвакуация транспортных средств  с места совершения ДТП,  а также бесхозного и задержанного за совершение преступлений автотранспорта.

1.4.16. В соответствии с законодательством  Кыргызской Республики,  временное изъятие автотранспортных средств, водительских удостоверений, государственных регистрационных номерных знаков  транспортных средств, иных предметов.

1.5. Организация взаимодействия подразделений дорожно-патрульной службы.

1.5.1. ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Кыргызской Республики (далее - ОВД), военной автомобильной инспекцией Министерства обороны Кыргызской Республики, Государственной транспортной инспекцией Министерства  транспорта  и  коммуникаций Кыргызской Республики,  иными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

1.5.2. ДПС участвует, совместно с соответствующими государственными органами, в осуществлении контроля  за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства,  установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Кыргызской Республики.

1.5.3. ДПС участвует, совместно с соответствующими государственными органами, в осуществлении контроля  по соблюдению  иностранными   и международными дипломатическими представительствами установленных для них правил использования транспортных средствах на территории Кыргызской Республики.

1.5.4. Взаимодействие осуществляется на основе договоров, соглашений, совместных планов, приказов, указаний, инструкций, обращений и заявлений.

1.6. Обязанности и права сотрудника дорожно-патрульной службы.

1.6.1. Сотрудник ДПС при несении службы обязан:

- быть вежливым и тактичным в обращении с гражданами, строго соблюдать законность и служебную дисциплину;

- знать правовую основу деятельности ДПС, Правила дорожного движения Кыргызской Республики и нормы законодательства  в области  обеспечения безопасности дорожного движения;

- организовывать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения на маршруте патрулирования и  в местах  непосредственно к нему примыкающих;

-  знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования;

- контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения;

- предотвращать и пресекать нарушения Правил дорожного движения со стороны  участников дорожного движения, а также иные административные правонарушения и преступления. Выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению;

- предупреждать водителей о возникших на их пути опасностях и препятствиях, которые они не в состоянии своевременно обнаружить;

- при получении информации о готовящемся преступлении  или правонарушении, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику и принять меры к его предотвращению;

- при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях или правонарушениях, немедленно доложить об этом дежурному или непосредственному начальнику. Установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место преступления или правонарушения, кем и против кого оно совершено или готовится, а также другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления или выявления правонарушения. Принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление или правонарушение, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

- по прибытию на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить  дежурному или непосредственному начальнику;

- оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

- знать дислокацию ближайших нарядов ОВД, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, а также места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса; 

-  в пределах предоставленных  полномочий, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять соответствующие административные материалы по делам об административных правонарушениях;

- регулировать дорожное движение, в том числе с использованием  соответствующих жестов, в соответствии с  Приложением  № 1 к настоящему  Наставлению;

- производить неотложные действия на месте ДТП. Тщательно и квалифицированно выявлять и фиксировать обстоятельства нарушений Правил дорожного движения, повлекшие ДТП;

-  принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств;

- оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно - спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в данных местах;

- выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, либо используются в противоправных целях;

- контролировать наличие у водителей документов установленного образца, предусмотренных Правилами дорожного движения Кыргызской Республики;

- контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог,  площадей, технических средств регулирования, дорожных сооружений и их освещенность;

- изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов. Принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности; 

- осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах, дорогах, площадях, технических средств регулирования, дорожных сооружений ремонтно-строительных и других работ;

- оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении технических неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог;

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики,  проводить принудительную эвакуацию транспортных средств, создающих помехи  дорожному движению, с доставкой их  на специальные стоянки (в отсутствие водителя - владельца);

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики,  проводить эвакуацию транспортных средств  с места совершения ДТП,  а также бесхозного и задержанного за совершение преступлений автотранспорта;

- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, производить временное изъятие автотранспортных средств, водительских удостоверений, государственных регистрационных номерных знаков  транспортных средств, иных предметов;

- производить остановку участников дорожного движения, в случаях предусмотренных  законодательством  Кыргызской Республики;

- осуществлять проверку  транспортных средств, их регистрационных кодов (вин коды, № № двигателя, шасси, кузова и т.д.), а также  государственных регистрационных номерных знаков;

-  проводить опрос лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении,   потерпевшего и свидетелей правонарушения, а также иных лиц, показания которых  необходимы для выяснения обстоятельств дела;

-  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, отстранять граждан от управления транспортными средствами;

-  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, направлять  водителей  на проведение медицинского освидетельствования  на предмет установления состояния опьянения;

-  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, запрещать эксплуатацию транспортных средств;

-  в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, проводить задержание транспортных средств, их досмотр;

-   в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, осуществлять изъятие вещей и документов;

-  не препятствовать использованию участниками дорожного движения видео  (фото) – записывающего оборудования при общении с сотрудниками ОВД.

1.6.2. По прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник ДПС должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник ДПС проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ.

1.6.3. Во время несения службы сотрудник ДПС должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования.

1.6.4. О принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть   или начальнику подразделения. По окончании несения службы докладывает дежурному или начальнику подразделения о результатах работы.

1.6.5. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС  назначается старший наряда, который обеспечивает руководство деятельностью наряда на период несения службы. Старший наряда обязан:

- организовывать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать непосредственному командиру или  дежурному по подразделению о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

- осуществлять контроль за  несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении задач по надзору за дорожным движением;

- проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов по ДТП и административным правонарушениям, принимать меры по устранению выявленных недостатков;

- контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств;

- периодически докладывать непосредственному командиру  или дежурному о своем местонахождении и обстановке на участке несения службы.

1.6.6. Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий ОВД; в случае невыполнения законных требований применять предусмотренные законом меры принуждения;

-  проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, в порядке установленном законодательством, производить личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа. Изымать предметы, средства и вещества явившиеся орудием, средством или предметом преступления или правонарушения,  и сдавать их в ОВД в установленном порядке;

- останавливать в установленных законодательством Кыргызской Республики случаях на стационарных  и передвижных постах, КПП и маршрутах патрулирования (в безопасных местах) транспортные средства.  В установленном законодательством порядке,  временно изымать  водительские документы,  государственные  регистрационные номерные знаки транспортных средств,   транспортные средства иные предметы;

-  использовать  видео  (фото) – записывающее  оборудование, в том числе работающее в автоматическом режиме, при общении с участниками дорожного движения и выявлении правонарушений и преступлений;

- в соответствии с  законодательством  Кыргызской Республики,  производить принудительную эвакуацию транспортных средств, создающих помехи  дорожному движению, с доставкой их  на специальные стоянки (в отсутствие водителя - владельца);

-  производить эвакуацию транспортных средств  с места совершения ДТП,  а также бесхозного и задержанного за совершение преступлений автотранспорта;

- останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения;

- отстранять, в установленных законодательством Кыргызской Республики случаях, водителей от управления транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания;

- запрещать эксплуатацию транспортных средств, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

- направлять для проведения в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке   на медицинское освидетельствование граждан, для  установления  состояния опьянения. Доставлять  указанных лиц в медицинские учреждения;

- при наличии предусмотренных законодательством оснований, беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (кроме дипломатических и консульских представительств иностранных государств  расположенных в Кыргызской Республике) и осматривать их в целях обеспечения общественного порядка, задержания преступника, спасения жизни, здоровья или имущества граждан. Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан ОВД уведомляют прокурора в течение 24 часов;

-  применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и  осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств.

- в предусмотренных законодательством Кыргызской Республики случаях, применять и использовать  табельное оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств;

- осуществлять в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств;

- составлять протокола об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать иные меры, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности;

- ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах и улицах. Не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться или покидать данные участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан; проведения следственно-оперативных мероприятий и розыскных действий;

- ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения;

-  запрещать эксплуатацию транспортных средств, в  случаях предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. Эксплуатация транспортных средств  запрещается до устранения причин, послуживших основанием к их запрещению;

- в предусмотренных законодательством Кыргызской Республики случаях, пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим и физическим лицам;

- использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также  автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в ОВД, либо в иных случаях не терпящих отлагательства.

Организационная и штабная деятельность подразделений дорожно-патрульной службы.

1.7. Планирование работы.

1.7.1. Деятельность ДПС осуществляется в соответствии с текущими планами работы подразделения, составляемыми в порядке, установленном в ОВД, на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки. По согласованию с  вышестоящими начальниками ОВД,  командирами подразделений в план могут вноситься изменения и дополнения.

1.7.2. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) с последующим докладом руководителю, утвердившему план.

1.7.3. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) подразделений, а также соответствующие начальники отделов, отделений ГУБДД, ГУВД, УВД, ОВД.

1.8. Учетно - аналитическая  работа.

1.8.1. В подразделениях ДПС организуется учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними.

1.8.2. Учету и анализу подлежат ДТП на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению; преступления, связанные с использованием транспортных средств; данные о состоянии дисциплины и соблюдении законности в деятельности подразделений  ДПС; предложения организаций, общественных объединений и граждан, касающиеся совершенствования деятельности ДПС и обеспечения безопасности дорожного движения.

1.8.3. Учет и анализ ДТП, а также правоприменительной деятельности, осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами МВД. Для повышения оперативности в проведении учетно-аналитической работы подразделения ДПС оснащаются электронно-вычислительной техникой.

1.8.4. Работу по анализу ДТП и правоприменительной деятельности организует командир строевого подразделения, а где строевое подразделение отсутствует – начальники группы,  отделения, отдела, управления.

1.8.5. Непосредственно учет и анализ ДТП и правоприменительной деятельности осуществляется сотрудниками, на которых эти задачи возложены должностными инструкциями и функциональными обязанностями.

1.9. Расстановка сил и средств.

1.9.1. Работа ДПС организуется исходя из наличия сил, средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

1.9.2. Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования (приложение  № 2 к настоящему Наставлению) в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов ДПС  (приложение  № 3 к настоящему Наставлению).

1.9.3. Дислокация включает: схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления сотрудников ДПС и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период осложнения оперативной обстановки, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними, а также  другие необходимые сведения (места расположения и телефоны медицинских учреждений, ОВД, станций технического обслуживания транспортных средств, организованных стоянок транспорта и других объектов сервиса).

1.9.4. Дислокация разрабатывается командиром подразделения в границах обслуживаемой территории на основе анализа состояния аварийности по месту, дням, времени суток совершения ДТП, с учетом особенностей условий движения по дорогам и улицам, режима работы организаций, учебных заведений, торговых центров, других объектов, работа которых обуславливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов.

1.9.5. Количество постов и маршрутов патрулирования в дислокации может превышать рассчитанное по обязательным нормам выставления нарядов. Они подразделяются на подлежащие обязательному закрытию и посты, маршруты патрулирования, закрываемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течение дней недели или суток. Решение о маневрировании силами и средствами принимается командиром подразделения и фиксируется в книге «Постовая ведомость».

1.9.6. Обязательная норма ежесуточного выставления нарядов определяется для строевого подразделения на год путем деления штатной численности на коэффициент потребности (2.3.9 для смены продолжительностью в 8 часов) инспекторского состава ДПС. При продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличивается на 0,29 единицы на каждый дополнительный час.

1.9.7. При проведении на территории обслуживания мероприятий, требующих значительного увеличения плотности нарядов за счет привлечения к службе инспекторского состава  ДПС в дни отдыха и праздничные дни, для компенсации выходных дней, командиры подразделений вправе, в последующие дни, произвести обоснованное сокращение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов.

1.9.8. Дислокация согласовывается соответствующим начальником  отделения, группы  ОБДД, УБДД и утверждается  соответствующим начальником  ОВД, УВД, ГУВД и пересматривается не менее двух раз в год, в зависимости от  времени года и складывающейся оперативной обстановке.

1.9.9. В случаях, когда автомобильные дороги, обслуживаемые строевым подразделением, проходят по территории нескольких районов (городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих  ОВД, УВД, ГУВД.

1.9.10. Дислокация постов (маршрутов) патрулирования строевых подразделений ДПС, входящих в состав территориальных ОВД, разрабатывается начальником отдела (отделения, группы) ДПС и утверждается руководителем соответствующего ОВД, УВД, ГУВД.

1.9.11. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется «Карточка поста» (маршрута патрулирования) (приложение  № 4 к настоящему Наставлению), которая выдается сотруднику ДПС на время несения службы.

1.9.12.  Режим работы подразделения ДПС определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником ДПС и его выходные дни.

1.9.13. Распорядок дня и график работы утверждает командир подразделения, а подразделений, входящих в состав городских и  районных   ОВД, УВД, ГУВД  - начальник  соответствующего подразделения.

1.9.14. Служебное время при несении службы ДПС определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного строевого подразделения или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы).

1.9.15. Для сотрудников ДПС устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю.

1.9.16. В случае необходимости, командир подразделения (начальник ОВД) своим приказом может увеличивать продолжительность рабочего времени сотрудников ДПС.

1.9.17. За несение службы сверх установленного законодательством Кыргызской Республики рабочего времени, а также в дни отдыха и праздничные дни, производится дополнительная оплата сотрудникам ДПС либо предоставляется отдых в другие дни, в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

1.9.18. Учет служебного времени сотрудников сверх установленного законодательством Кыргызской Республики  времени, ведется начальником штаба,  заместителем  или командиром подразделения.

1.10.  Подготовка и инструктаж нарядов.

1.10.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников ДПС, назначенных в наряд, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы ОВД.

1.10.2. Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном помещении  или классе.

1.10.3. Лица, назначенные в наряд для несения службы, прибывают в подразделение ДПС  или в  ОВД не менее чем за 15 минут до начала инструктажа и докладывают о прибытии дежурному и непосредственному командиру.

1.10.4. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир подразделения или его заместитель, в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в постовой ведомости.

1.10.5. В соответствии с утвержденным графиком на инструктаж приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений ОВД. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

1.10.6. Должностные лица при проведении инструктажа должны:

- убедиться в готовности сотрудников  ДПС к несению службы и принять меры к  устранению выявленных недостатков;

- выборочно проверить знание сотрудниками ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности;

- информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории;

- объявить посты и маршруты патрулирования;

- довести до сведения сотрудников ДПС результаты работы, а также обстоятельства имевших место нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки;

- назначить старших нарядов.

1.10.7. В ходе инструктажа не рекомендуется проводить разбор нарушений, ранее допущенных заступающими в наряд сотрудниками ДПС.

1.10.8. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудной  отличительный знак «Жол кыймылынын коопсуздугу»,  табельное  оружие, жезл и другие специальные средства; карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение  № 5 к настоящему Наставлению), служебное и водительское удостоверения, выписки из Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности, бланки  административных протоколов,  бланки штрафных квитанций,   текущие ориентировки, авторучку, карандаш, офицерскую линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Кыргызской Республики, рулетку, служебную сумку или планшет.

1.10.9. Инструктаж завершается отдачей приказа о заступлении нарядов ДПС на службу.

1.10.10. Оружие и спецсредства сотрудников ДПС хранятся и выдаются дежурными частями ОВД, на территории которых они несут службу.

1.10.11. Запрещается выставлять наряды в составе менее двух сотрудников ДПС при  несении службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток.

1.10.12. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от подразделения, с разрешения руководителя подразделения ДПС прибывают на инструктаж в определенные дни недели.

1.10.13. О заступлении на службу инспектора ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах, сотрудники ДПС периодически информируют дежурного об оперативной обстановке.

1.11. Работа дежурных частей строевых подразделений дорожно-патрульной службы.

1.11.1. Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений ДПС осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных ОВД.

1.11.2. Дежурные части строевых подразделений  ДПС находятся в оперативном подчинении дежурных частей ОВД, в структуру которых входят строевые подразделения ДПС. 

1.11.3. Работу дежурной части организует  начальник дежурной части, начальник штаба строевого подразделения, а где этих должностей по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены сотрудников суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства, предоставлено командиру строевого подразделения, вышестоящему начальнику (или лицам, их замещающим).

1.11.4. Наряды дежурных частей строевых подразделений ДПС руководствуются нормативными актами, регламентирующими  служебную деятельность дежурных частей ОВД, другими нормативными правовыми актами, относящимися к области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны общественной безопасности, а также настоящим Наставлением.

1.11.5. На дежурную часть строевого подразделения ДПС возлагаются следующие задачи:

- оперативное управление силами и средствами подразделения в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения, регулирования движения транспортных потоков, ликвидации заторов в движении, контроль за выполнением условий производства работ, связанных с закрытием дорог;

- прием, регистрация и передача сообщений и заявлений о ДТП, преступлениях и других правонарушениях;

- оперативное обеспечение раскрытия преступлений по "горячим следам";

- осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий;

- организация розыска и задержания угнанных, похищенных транспортных средств и транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП. Регистрация в установленном порядке сообщений о таких противоправных деяниях;

- организация взаимодействия нарядов строевого подразделения ДПС с нарядами других подразделений ОВД;

- выдача инспекторскому составу и прием от него имущества, вооружения, оперативно-технических и специальных средств, обеспечение их сохранности при хранении в помещении дежурной части;

- прием оформленных административных материалов составленных за  нарушения в области  обеспечения  безопасности дорожного движения от командиров взводов (старших групп) и их регистрация в соответствующем журнале, с последующей передачей инспектору по административной практике;

- обеспечение выполнения внутреннего распорядка, контроль за  соблюдением пожарной безопасности и санитарных правил в здании строевого подразделения;

- сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории;

- осуществление информационно-справочной работы;

- прием заявлений от граждан, в отсутствие руководства  подразделения;

- организация оповещения и сбора сотрудников соответствующего подразделения ДПС.

1.11.6.  Для выполнения возложенных на дежурную часть задач назначается суточный наряд.

1.11.7. При неполной штатной укомплектованности или в связи с болезнью, отпуском сотрудников дежурной части, дежурными назначаются наиболее подготовленные сотрудники подразделения по графику, утвержденному командиром.

1.11.8. В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для  осуществления выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения  и отдыха суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств.

1.11.9. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) строевого подразделения является старшим оперативным начальником по отношению к несущим службу суточным нарядам  дежурной части и находящимися в нарядах сотрудникам строевого подразделения, выполняющими задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.11.10. Старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) при выполнении служебных обязанностей имеет право:

- отдавать обязательные для исполнения распоряжения нарядам ДПС, а в отсутствие руководителей строевого подразделения - всему личному  составу ОБДД, УБДД;

- производить временные изменения в расстановке сил и средств строевого подразделения, с последующим докладом о принятом решении командиру и  дежурному по ОВД;

- проверять несение  службы  инспекторами ДПС, а также использование  транспортных, оперативно-технических и специальных средств строевого подразделения;

- освобождать сотрудников ДПС от несения службы, в случае невозможности выполнения ими должностных обязанностей, с последующим докладом руководству подразделения;

- контролировать своевременность и полноту исполнения отданных распоряжений;

- при осложнении оперативной обстановки обращаться к вышестоящему дежурному и дежурным соседних строевых подразделений, с целью получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации;

- ходатайствовать о поощрении отличившихся сотрудников строевого подразделения, а по фактам недобросовестного отношения к службе - о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

- отстранять, в отсутствие командира строевого подразделения и лиц, его замещающих, любого сотрудника ДПС от несения службы за грубый дисциплинарный проступок с последующим докладом о принятом решении командиру строевого подразделения;

- требовать от граждан и должностных лиц соблюдения Правил дорожного движения, установленного общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений, составлять протокола об административных правонарушениях;

- задерживать, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, лиц, подозреваемых в совершении преступления, с последующей передачей этих лиц в ОВД по территориальности;

- производить другие действия в соответствии с правами и обязанностями сотрудников ОВД, определенными действующим законодательством Кыргызской Республики и  настоящим Наставлением;

- пользоваться всеми правами, предоставленными инспектору ДПС.

Другие сотрудники ОБДД, УБДД находящиеся в составе суточного наряда дежурной части, при исполнении ими служебных обязанностей, в пределах своей компетенции, определенной функциональными обязанностями, обладают правами, предусмотренными действующим законодательством Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами МВД Кыргызской Республики и настоящим Наставлением.